Главная » Статьи » К 300-летию Белоярска [ Добавить статью ]

Первая церковь на Алтае


Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами и казаками, заложившими здесь ряд крепостей для охраны Сибирской земли от набегов джунгарских ханов.
 Первые православные деревянные церкви - во имя апостолов Петра и Павла - были построены в Белоярской крепости (в конце 1720-х годов) и в Барнауле (в 1750 году), а также в честь Воскресения Христова - в поселке Колыванского завода и подчинялись правящему архиерею Тобольской епархии. История сохранила нам обо всём этом интересные подробности…



Часовня в крепости
Жители Новоалтайска хорошо знают, что почти три столетия назад - 15 июля 1717 года - большой отряд казаков во главе с кузнецким дворянином Иваном Максюковым построил в районе нынешнего Белоярска «рубленую деревянную крепость мерою (в) длину и поперёк двадцать сажен. По углам четыре башни, а под башнями жилых четыре избы. А посреди крепости казённый анбар, где держать пороховые и всякие казны».
Строя крепости, казаки наряду с жилыми казармами, арсеналами и складами сразу возводили часовни.
Ведь в те годы каждый житель России был верующим, атеистов среди них не было. Молитвы, исповеди, крещение, венчание - всё это не могло быть без церквей или хотя бы часовен. Вот и в новопостроенной крепости на Белом яру к имевшемуся на её территории пороховому каземату вскоре добавилась небольшая часовня, аналогичная внешне данному снимку, размером примерно 2 х 2,5 м.
Довольно подробно подобную часовню из Илимского острога описывает историк А.Ю. Майничева: "Здание выполнено в срубной технике, с креплением в чашу, входная же западная часть образуется выпусками сруба, состыкованными с конструкцией взаплот, имеющей вертикальные стойки и горизонтальную заборку между ними. Крыльцо перекрыто дву-скатной кровлей - палаткой. Покрытие бочки лемехом контрастирует с плоскостями стен и простой конструкцией звонницы, стойки которой опираются на перерубы и стойки заплота. Повалы четверика и стройные пропорции бочки придают силуэту церкви утонченность и легкость, сближая форму бочки с традиционным завершением храма луковичной главой. Церковь увенчана главкой, звонница - небольшой маковицей с крестом", вершина которого - на уровне 10 метров от основания часовни.

А внизу у реки - церковь Православная

Первое десятилетие внутри-крепостная часовня обеспечивала выполнение церковных обрядов, касающихся отряда защитников крепости и жителей окрестных сёл. Но с ростом численности населения появилась безотлагательная потребность построить нормальную деревянную церковь, что и было сделано примерно в конце 1720-х годов, о чём через пять лет отметил в своём историческом обзоре Г.Ф. Миллер: «Вне самой крепости, внизу возле реки, построено много частных домов вместе с церковью, посвященной святым апостолам Петру и Павлу».
В библиотеке старообрядческого патриарха в Москве на Рогожской заставе, в «Уложении о строительстве храмов» есть такие строки: «Строить старообрядческие храмы разрешается не далее как 150 сажень от ворот крепости до ворот церкви. Дабы старки, дети, а токма бабы могли в случае опаски укрыться в оборонном месте».
Правда, место для этой церкви было выбрано не совсем удачно: в весеннее половодье вода заливала подходы к ней, и пришлось проложить для прохода прихожан сходни (типа деревянного тротуара).
Следует отметить, что в появившихся по соседству с Белоярской крепостью деревнях ни часовен, а тем более церквей не было. И их жители при необходимости ездили в Белоярскую слободу. В числе таких сёл появилась и деревня Барнаульская, где в начале 1730-х годов был построен сереброплавильный завод, рядом с которым вскоре появились строения новой крепости, гарнизон которой обязан был обеспечить защиту и сохранность завода и жилого сектора.
От деревни Барнаульской до Белоярской слободы - около 20 вёрст. Да и находится она на противоположном берегу широкой Оби  -  прямой дороги к ней нет. А Белоярскую церковь каждому прихожанину надо обязательно посещать. Церковные попы тщательно вели «росписи» (записи): кто из прихожан и когда был на очередной исповеди, а кто проигнорировал эту православную обязанность. Виновные однозначно наказывались, невзирая на причины.
Передать в Барнаул…
…В конце 1740-х годов Барнаул стал деловым центром Алтайского округа. В связи с этим было решено следующее, непосредственно касающееся Белоярской церкви:
«Письмо Канцелярии Колывано-Воскресенского горного на-чальства в Тобольскую консисторию о строительстве церкви во имя Петра и Павла в поселении Барнаульского завода.
Понеже по силе Высочайшего Ея Императорскаго Величества имянного указу, состоявшагося майя 4 дня 1747 году, повелено на Барнаульском заводе построить крепость с протчим удо-вольствием, где быть Канцелярии яко главного правления горных и протчих дел, при котором заводе всякого народа православного греческого исповедания закона будет довольно, чего ради по закону при том заводе надлежит построить церковь и при оной быть хотя на первой случай двум священником с причетники церковными.
А хотя от здешнего Барна-ульского завода в недальности в Белоярской слободе святыя церковь во имя первоверховных апостол Петра и Павла и при оной священник имеетца, но только по веснам около той слободы от Оби реки по лугам бывают великие разливы и затем в погодные времена в ту слободу для священника не только на лошадях, но и на судне не по которой мере ехать невозможно и в та­ком нуждном случае люди могут взрослые без исповеди и причастия святых тайн, а новорожденные без крещения умирать.
И ныне же в означенной слободе жилых домов имеетца только почти одне церковнослужительские, а прочие крестьяне оттоле за неудобностью жития к человеческому изобилию разъехались в разные к пашне удобные места, другие же и на здешней Барнаульской завод переве­дены. К тому ж оную крепость ныне по силе вышепомянутого Высочайшего Ея Императорскаго Величества имянного указу надлежит перенесть на здешней завод.
Того ради... благоволено б дать благословенную грамоту, чтоб при Барнаульском заводе построить вновь церковь во имя верховных апостол Петра и Павла и по построении освятить и в оную святые образа и всю церковную утварь за вышеупомянутым резоном перенесть из церкви Белоярской…
 Февраля 16 дня 1748 году.
На подлинном подписано
тако Генерал Маэор
Анд­рей Беэр.
Канцелярист Василей
Пастухов.
Послано сего числа».
 Новая церковь в Барнауле во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла была построена и освящена в 1750 году. Однако из Белоярской церкви туда была передана далеко не вся церковная утварь. В частности, церковные образа остались на своих местах, так как по заказу Колывано-Воскресенского горного начальства иконописец из Тобола Василий Бушков написал 36 больших икон да сверх того вызолотил в новой Барнаульской церкви царские ворота, с написанием на них Благовещения и евангелистов. За этот огромный срочный труд ему было выдано 170 рублей, что по тому времени была довольно большая сумма.



Никак нельзя селу без церкви
Что касается Белоярской церкви, она, несмотря на то, что ей было уже три десятка лет и требовался ремонт, не была закрыта. Ведь в самой Белоярской слободе в 1751 году было 260 дворов с православными прихожанами, в 1774 - 460. Церковные службы вели два попа, дьякон и пономарь. К дистрикту Белоярска относились ещё 34 деревни, часть которых была расположена выше и ниже крепости на северо-восточном берегу Оби и на впадающих в нее здесь маленьких речках, а другая, большая, часть - на обоих берегах реки Чумыш, от ее устья и на 120 верст от Оби по суше. Заметно напряжённее стали взаимоотношения с раскольниками  (староверами), которых в 1771 году в самой Белоярской слободе было 16 человек (с каждого брали ежегодно двойной подушный оклад: с мужчин - по 70 копеек, с женщин - по 35 копеек, что для крестьян также было заметной суммой).
В дальнейшем, с ростом населения Белоярска в 1818 году до 9550 человек, численность староверов составила здесь 3113 человек. И забот у церковнослужителей стало заметно больше.
История сохранила имена и должности церковнослужителей Белоярской церкви в 1818 году. Это Благочинный иерей Симеон Вавилов, священник Степан Лепехин, диакон Иаков Знаменский, дьячок Василей Загибалов, пономари Михайло Торопов, Петр Бисеров и Феропонт Седачев.
 По неполным данным, в 1846 году обветшавшая Белоярская церковь была капитально отремонтирована, и этого хватило ещё на полстолетия. А в конце XIX столетия, в 1898 году, была построена на новом месте в центре Белоярска деревянная однопрестольная церковь также во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла. В приход входили села Белоярск, Зудилово, Токарево, Бажово.
При церкви было земли - 99 десятин, прихожан - 4044 души. Настоятель церкви - священник Иоанн Игнатьевич Никольский, псаломщик - Евгений Александрович Федоровский. В приходе имелись три церковно-приходских школы (Зудилово, Токарево, Бажово), училище гражданского ведомства в Белоярске, частная школа Платонова. А на огороженной территории (в ста метрах от начала нынешней ул. Советов с северной стороны) у стен храма было похоронено немало церковнослужителей.

Печальная страница
  Более двух веков без перерыва жители Белоярска имели действующую церковь во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла, пока в конце 1930-х годов по всей стране, в том числе на Алтае и в нашем городе, были закрыты церкви и монастыри. Сия печальная участь постигла и церковь в Белоярске.
Крест с купола был сброшен, помещения храма сначала использовались для хозяйственных целей, затем - для социальных целей. И как итог, в феврале 1958 года по недосмотру сторожа ночью пламя свечи перекинулось на шторы на окне и  начался пожар, полностью уничтоживший деревянную церковь. От неё остался лишь каменный фундамент.

И построен новый храм

 Более полувека оставался Белоярск без своей церкви. Место, где она находилась, пустовало. Долгое время оно пустовало. Но лет десять-пятнадцать назад на этом месте решил построить магазин один из предпринимателей Первомайского района. Здание уже было почти готово, как его кто-то поджёг. Магазин выгорел дотла. Чуть позже здесь же начал стройку ещё один состоятельный человек. Его сразу смутило, что при рытье котлована для фундамента то и дело попадаются человеческие кости. «Не к добру!», - по-думал он. А через некоторое время полностью обанкротился.
Всё это не остановило третьего предпринимателя. Он также начал рыть яму под фундамент нового здания и наткнулся на каменный фундамент бывшей церкви. По рассказу  старожила В.П. Гречухина, предприниматель наткнулся на церковный подвал, где, видимо, нашёл кое-что из церковной утвари: иконы, канделябры, одежды. И после этого также исчез с неприветливой стройплощадки…
В настоящее время завершено возведение храма по ул. Белоярской, в том же районе Белоярска, где когда-то стояла первая деревянная Петропавловская церковь. Построен он на средства предпринимателей-благодетелей и прихожан.
 В новом храме два придела: верхний - в честь иконы Иверской Божией Матери, нижний - в честь святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла.
Проект этого храма разработан в архитектурной мастерской П.И. Анисифорова архитекторами Е.А. Назаровой и Е.Г. Фёдоровой.
Архитектурное решение можно назвать в целом удачным: небольшой шатровый храм вписался в местный ландшафт, где преобладают невысокие деревянные постройки. Проект церкви выполнен в стиле эклектики, с явными элементами русского стиля, который проявляется в декоративных кокошниках, украшающих шатёр и основание барабана собственно церкви, в обрамлении оконных проёмов арками и пилястрами. Небольшая луковичной формы глава венчает восьмигранный шатёр. Колокольня пристроена к основному объёму храма с юго-запада и выполнена в том же стиле. Возведён храм на частные пожертвования прихожан и предпринимателей.
Закладной камень в основание нового храма был заложен 4 июня 2008 года. А  21 октября  2012 года Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, совершил в Белоярске освящение храма в честь Иверской иконы Божией Матери.
Его Преосвященству сослужили благочинный Северного округа протоиерей Анатолий Садовиков, благочинный Покровского кафедрального собора г. Барнаула иерей Олег Бекетов, настоятель Иверской церкви иерей Вячеслав Данькин, священнослужители Северного благочиния иерей Вячеслав Казгунов, иерей Артемий Меркулов, иеродиакон Серафим (Беликов) и диакон Покровского кафедрального собора Тимофей Самодинов.   
Настоятелю храма иерею Вячеславу Данькину (у которого в этот день была годовщина иерейской хиротонии) Преосвященнейший владыка Максим передал для прихода подарочную Библию в большом кожаном переплете. За усердное служение Святой Церкви архиерейской грамотой владыка Максим наградил старосту храма Римму Алексеевну Семину.
Также за многолетний труд ценными подарками были награждены Любовь Ивановна Казанцева, Нина Филипповна Доброва и Валентина Ивановна Леденева.
 Всех прихожан владыка Максим поздравил с великим событием - освящением храма. «После известных революционных событий предыдущий Петро-Павловский храм был поруган, отобран у Церкви, а затем сгорел. А сейчас, милостью Божией, вновь возрождается церковная жизнь людей»,- отметил владыка.
Особые слова благодарности правящий архиерей выразил благотворителям построенного храма.
По окончании богослужения владыка Максим всем передал иконки Божией Матери «Иверская», привезенных со Святой Горы Афон, где находится этот чудотворный образ Божией Матери. Детям владыка передал сладкие подарки, и праздник продолжился общей трапезой.
Напомним: 24 августа 2012 г. на новом храме епископ Барна-ульский и Алтайский Максим освятил 10 установленных колоколов, а с 14 на 15 апреля, в праздник Светлого Христова Воскресения в Иверском храме была совершена первая Божественная литургия.
Церковь, предшественница которой была построена здесь более 200 лет назад и носила имя святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, возродилась, как Феникс из пепла, и её купола сияют во всей красе над Белоярском, которому исполнится вскоре 300 лет.

Хроника
дня сегодняшнего

Настоятелем Белоярской церкви в честь Иверской иконы Божией Матери является Благочинный Северного благочиния (г. Новоалтайск и четыре соседних района Алтайского края) священник Вячеслав Данькин.
 Храм открыт для прихожан ежедневно с 8.00 до 18.00. Воскресные службы  посещают до 50-60 прихожан, в Престольные праздники - 150 и более, из нашего города и сёл соседних районов.
Все иконы церковного иконостаса греческого письма привезены из Афона. Необычна и люстра центрального купола - также греческого стиля, единственная такая в Алтайском крае.
Высота центральной части пятикупольного храма (до кончика креста) - 26 м. На звоннице храма - 10 колоколов разного веса.                                                        
При храме работает воскресная церковно-приходская школа, в трёх классах которой учатся 85 детей в возрасте от 6 до 16 лет. Они изучают Основы Православия, пение народных и церковных музыкальных произведений, осваивают различные виды декоративно-прикладного творчества; в их распоряжении - небольшой кукольный театр, музейный уголок, два пианино, телевизор, магнитофон, новая мебель.

Категория: К 300-летию Белоярска | Добавил: pezat (22.09.2013)
Просмотров: 3239 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: