Вт. Июл 22nd, 2025

Финал НБА 2025: Шай Гилджес-Александер и утраченное искусство броска со средней дистанции

В конце четвертой игры Финала НБА, когда сезон “Оклахома-Сити Тандер” висел на волоске, Шай Гилджес-Александер, отставая на одно очко, вел мяч по левой стороне площадки Gainbridge Fieldhouse.

MVP получил желаемый матч-ап и начал один на один против форварда “Индианы Пэйсерс” Аарона Несмита. Гилджес-Александер резко ушел влево, сделав два сильных дриблинга, уводя мяч от остальной защиты Индианы. Несмит держался у его правого бедра несколько шагов, используя “хэнд-чек”, пока Гилджес-Александер внезапно не оттолкнул защитника сильным предплечьем по груди, достаточно мощным ударом, чтобы 6-футовый 5-дюймовый, 215-фунтовый защитник оказался на полу в краске.

Пока фанаты “Пэйсерс” протестовали, считая это фолом в нападении, Гилджес-Александер восстановил равновесие, отступив для броска с базовой линии с 15 футов, в то время как Эндрю Нембхард слишком поздно попытался оспорить бросок. Мяч прошел сквозь сетку, принеся “Оклахома-Сити” решающее преимущество за 2:23 до конца в их победе, сравнявшей счет в серии. Самый важный момент в карьере Гилджеса-Александера был броском со средней дистанции — броском, нежеланным для большинства в современной НБА, но освоенным лучшим скорером лиги.

Это, несомненно, вызвало улыбку у Сэма Кэсселла, давнего ассистента тренера НБА, чья игровая карьера запомнилась запрещенным теперь праздничным танцем, тремя чемпионскими кольцами и мастерским владением броском со средней дистанции.

“Я отдал Шаю всё, что у меня было, весь свой арсенал,” — рассказал Кэсселл. “Он просто большая версия меня — больше и быстрее.”

Гилджес-Александер провел под крылом Кэсселла всего один сезон, но основы атакующего успеха будущего чемпиона НБА по очкам были заложены во время их ежедневных тренировок в его дебютном году в “Лос-Анджелес Клипперс”. В лиге, которая все больше склоняется к броскам из-за трехочковой дуги, Гилджес-Александер демонстрирует игру старой школы, где броски со средней дистанции составляют основу его атакующего арсенала.

“Я знаю, что это тот бросок, от которого в сегодняшней игре отказываются. Они дают тебе бросок с отскоком с 15 футов,” — сказал Кэсселл. “Поэтому я с первого дня сказал ему: если они дают тебе этот бросок, давай станем в нем исключительными. Давай станем единственным игроком в лиге, который может быть исключительным в этом броске, раз уж тебе его дают. Ребята-аналитики говорят, что это плохой бросок, но для него это не плохой бросок. Мы работали над одним и тем же днями. Если что-то пойдет не так, это твой козырь.”

Защиты больше не желают давать Гилджесу-Алексантеру бросок со средней дистанции, но он по-прежнему выполняет и попадает их с такой точностью, что делает его редкостью в любую эпоху, особенно в современном НБА.

Фактически, количество бросков Гилджеса-Александера со средней дистанции и их эффективность только возросли за последние три сезона, поскольку он превратился в MVP и одного из величайших скореров в истории лиги.

Гилджес-Александер лидировал в лиге, набирая 32,7 очка за игру с точностью 51,9% в этом сезоне. Это был третий сезон подряд, когда он набирал не менее 30 очков с точностью выше 50%, что ставит его в эксклюзивный клуб, включающий двукратного MVP Янниса Адетокумбо и членов Зала славы Уилта Чемберлена, Адриана Дентли и Майкла Джордана.

Согласно данным бросков GeniusIQ, Гилджес-Александер занял второе место после ДеМара ДеРозана из “Сакраменто” по количеству заброшенных (261) и выполненных (495) двухочковых бросков в этом сезоне. Точность Гилджеса-Александера в 52,7% по этим броскам уступала только Кевину Дюранту из “Финикса” среди игроков, выполнивших не менее 150 двухочковых бросков.

Гилджес-Александер присоединился к Дюранту и Крису Полу, паре будущих членов Зала славы первого тура, как единственные игроки с не менее чем 250 заброшенными двухочковыми бросками с точностью 50% или выше в нескольких сезонах с момента начала отслеживания игроков в 2013-14 годах.

“По мере того как моя игра формировалась и я обретал свой стиль, я старался придерживаться того, что работает и что мне удобно,” — сказал Гилджес-Александер. “Это одна из тех вещей, которая просто стала очень комфортной. Затем я понял, как находить определенные точки в определенных ситуациях, и теперь я просто играю с этим. Но всё началось с формирования этого комфорта, и Кэсселл, безусловно, сыграл в этом большую роль.”

Шай Гилджес-Александер делает бросок со средней дистанции во время матча НБА

В начале первой четверти второй игры защитник “Тандер” Кейсон Уоллес подошел к логотипу в центре площадки, чтобы поставить заслон, вынудив Тайриза Халибертона переключиться на Гилджеса-Александера. MVP быстро включился в игру, сделав один сильный дриблинг правой рукой, чтобы убедиться, что у Эндрю Нембхарда не будет шанса вернуться, а затем перевел мяч через руку, чтобы скользнуть по центру площадки. Халибертон сумел остаться перед Гилджесом-Александером и, казалось, занял неплохую позицию — по крайней мере, на короткое мгновение. Затем Гилджес-Александер слегка, но сильно толкнул его правым плечом, когда подобрал мяч. И вот, у него был легкий, открытый бросок с отскоком на линии штрафной.

“Люди не понимают, насколько он силен,” — сказал форвард “Тандер” Алекс Карузо. “Когда он доходит до 10 футов и бьет тебя мощным плечом, отталкиваясь от тебя, это сказывается на тебе. Это сложнее, чем люди думают. При этом он не нарушает правила, что является ключевым. Он никогда не движется на полной скорости. Он всегда как бы находится прямо перед тобой или позволяет тебе перекрыть ему путь, чтобы он мог ответить. Он очень умный игрок. Ты не достигнешь его уровня, не будучи интеллектуальным игроком. Сочетание этого с физическими данными — это уровень MVP.”

Вторая игра была выступлением уровня MVP — 34 очка при 11 из 21 попадании с игры и восемь передач — и шедевром игры со средней дистанции от Гилджеса-Александера. В той игре он реализовал 6 из 9 двухочковых бросков, 4 из 8 флотеров и лэй-апов и 1 из 4 трехочковых.

Он точно забросил броски со средней дистанции из разных точек площадки, преодолевая нескольких защитников. Каждый из них был выполнен после ведения, как и 248 из 261 его успешно реализованного двухочкового броска в регулярном сезоне.

Он заставил Бенедикта Матурина “танцевать”, когда сам прошелся от правого фланга до левого локтя, все время ведя мяч левой рукой. Когда Матурин клюнул на ложный кроссовер, Гилджес-Александер отступил для 18-футового броска из одной из своих “сладких точек”. У него их несколько.

“Нужно иметь множество точек,” — сказал Гилджес-Александер. “Если у тебя есть точки в обе стороны, им приходится выбирать одну, а ты идешь в другую, и наоборот. Чем больше точек, чем больше бросков, чем больше разнообразия у тебя есть, тем сложнее тебя защищать.”

Гилджес-Александер бросил через Несмита в полушаге от той же точки, создав пространство, ведя мяч за спиной, прежде чем отступить. Он точно забросил бросок чуть выше линии штрафной через Майлза Тернера, который отступал, опасаясь, что Гилджес-Александер проскользнет мимо него в краску. Он попал в сильно оспариваемый бросок с поворотом через Матурина на левом низком посте — классический случай хорошей защиты, но лучшего нападения. И он толкнул Бена Шеппарда плечом, чтобы получить достаточно места для броска с отклонением у правого локтя.

“В его игре просто есть разнообразие,” — сказал тренер “Тандер” Марк Дайно. “Он может добраться туда множеством разных способов. Он будет играть в посте. Он будет играть в пик-н-ролле. Он может играть один на один. Он находит броски по ходу игры. Думаю, это разнообразие помогает. А затем разнообразие его броскового профиля. Он будет пасовать, добираться до кольца, он будет бросать трехочковые тоже. Он не просто подает фастбол. У него много разных вещей, которые он может использовать, чтобы держать команды в напряжении.”

В игре Гилджеса-Александера отчетливо прослеживаются черты легенды “Лейкерс” Коби Брайанта. И это намеренно. Как и многие в его поколении, Гилджес-Александер считал Брайанта своим любимым игроком и изучал тонкости его игры.

“Очень много, очень много — больше, чем кого-либо еще, точно,” — сказал Гилджес-Александер. “То, как он подходил к игре, очень впечатляет меня, и я просто считаю, что он один из самых искусных игроков за всю историю. Сочетание того, чтобы быть одним из самых искусных игроков и при этом атаковать игру так, как он, вот почему у него была такая продуктивная результативная карьера. Это не совпадение. Чем ближе я смогу подойти к этому уровню, тем лучше для меня будет.”

Именно сочетание размера, силы, хитрости и мастерства делает Гилджеса-Александера таким неудержимым. Он ростом 6 футов 6,5 дюймов (около 199 см) с размахом рук 6 футов 11,5 дюймов (около 212 см), что дает Гилджесу-Александеру длину для получения хороших бросков над защитниками. Он худощав, указан как 195 фунтов (около 88 кг), но обладает жилистой силой, что может подтвердить любой защитник, который почувствовал, как его плечо врезалось в их грудь. Гилджес-Александер — “мастер углов”, как выразился Карузо, который использует множество ложных движений, поворотов и других уловок для создания пространства или провоцирования фолов со стороны защитников. И Гилджес-Александер обладает отточенным ведением мяча, которое, по словам Кэсселла, позволит ему контролировать игру, добираясь с мячом куда угодно.

“Он просто обманчив,” — сказал Кэсселл. “Его скорость обманчива. Его способность прыгать обманчива. Вся его игра обманчива — пока он не окажется прямо перед тобой. Тогда ты говоришь: “Черт, он высокий. Он сильнее, чем ты думаешь”.”

Нембхард, основной защитник Гилджеса-Александера в Финале, был готов защищаться против MVP как никто другой. Они соревновались друг с другом с детства, когда росли в Торонто. Нембхард знает, что бывают моменты, когда Гилджес-Александер забьет, независимо от качества защиты.

“Он физически силен и изворотлив, поэтому с ним трудно плотно играть,” — сказал Нембхард. “А когда ты пытаешься, он толкает тебя. Кроме того, он высокий, длиннорукий и может бросать поверх защитников. И он много это практиковал.”

By Игнат Светлов

Игнат Светлов - 41-летний спортивный аналитик из Новосибирска, признанный эксперт по единоборствам и боевым искусствам. На протяжении 12 лет ведёт еженедельную рубрику о значимых событиях в мире бокса и ММА.

Related Post