Чт. Май 1st, 2025

Скоригами в НБА: Уникальные финальные счета и их поклонники

2 марта 1963 года вошло в историю НБА как день, когда Уилт Чемберлен набрал 100 очков. 2 марта 2025 года к достижению «Большого Ковша» добавился еще один статистический курьез.

Матч между «Оклахома-Сити Тандер» и «Сан-Антонио Спёрс» завершился со счетом 146-132, став 3159-м уникальным финальным счетом в истории НБА и 14-м в этом сезоне. Или, другими словами, «скоригами».

Недавнее увеличение результативности в НБА открыло двери для тоталов, невиданных за почти 80-летнюю историю лиги. Акоп Чаликян захотел, чтобы эти интересные факты не остались незамеченными.

Вдохновленный аккаунтом NFL scorigami, Чаликян запустил версию для НБА в сентябре. Более 70 000 счетов в истории НБА хранятся на созданном им сайте scorigaminba.com. Он также включает в себя результаты Баскетбольной ассоциации Америки, лиги, существовавшей с 1946 по 1949 год, до слияния с Национальной баскетбольной лигой и образования НБА.

Аккаунт NBA_Scorigami в X ежедневно публикует счета, а также информацию о том, сколько раз встречался конкретный результат и когда это произошло в последний раз. «Бостон Селтикс», «Портленд Трэйл Блэйзерс» и «Юта Джаз» входят в число команд, подписанных на этот аккаунт.

Чаликян, 25 лет, говорит, что получить ранее не встречавшийся финальный счет в НБА проще, чем в НФЛ (где их 1091). Это заставило его задуматься, будет ли популярна версия для НБА. Более 35 000 подписчиков спустя стало ясно, что любители необычных счетов не привередливы.

«Это по-прежнему довольно интересно, потому что можно увидеть… в разные эпохи были разные типы счетов», — сказал Чаликян. «Так что сейчас, в нашу эпоху, счета становятся настолько высокими, что вы просто увидите счета, которых никогда раньше не было. Я думаю, что это по-прежнему довольно интересно, и я думаю, что это нравится людям».


История скоригами восходит к середине 2010-х годов. В рамках серии под названием «Chart Party» Джон Буа из Secret Base (SB Nation) ввел этот термин в сентябре 2014 года, первоначально написав его как «scoragami».

«Скорагами — это слово, которое я только что изобрел, и оно относится к акту и искусству получения финального счета в футбольном матче, которого никогда раньше не было», — писал Буа.

Буа рассказал, что после публикации поста люди постепенно начали указывать ему на необычные счета в социальных сетях.

Через два года после публикации статьи, он представил это в видеоформате, анализируя таблицу счетов НФЛ и указывая на самые интересные из них. Затем Дэйв Маттингли создал страницу в Twitter в 2017 году, оснащенную ботом для отслеживания всех счетов.

«Я буквально за выходные создал алгоритм, изучил внутреннюю кухню Twitter [о том,] что мне нужно будет делать, чтобы публиковать твиты», — рассказал он. «И я просто выложил это, а потом подумал, что никто никогда этого не увидит».

Восемь лет спустя аккаунт может похвастаться почти 500 000 подписчиков, создав уголок интернета для болельщиков уникальных счетов в течение сезона НФЛ. Сопутствующий веб-сайт — разработанный Эндрю Мерриманом — включает в себя таблицу всех счетов в истории НФЛ. Аккаунт в X и веб-сайт существуют отдельно друг от друга и от Буа.

Мерриман и Маттингли несколько раз общались, и Маттингли помог Мерриману с фрагментами его кода. Мерриман сказал, что никогда не разговаривал с Буа, но что он не стал бы создавать веб-сайт без оригинального видео Буа.

«Действительно круто получить новый уникальный счет в любом виде спорта», — сказал Мерриман. «Так что версия для НБА так же интересна, как и любая другая».


Чаликян знал о скоригами в НФЛ и всегда задавался вопросом, почему не существует версии для НБА. Хотя другие аккаунты пытались собрать что-то подобное, Чаликян подумал, что именно он сможет сделать это правильно.

Он начал этот процесс около трех лет назад, собирая и сохраняя данные о каждой игре в истории НБА. Но, по его словам, у него не было достаточно навыков, чтобы создать веб-сайт и опубликовать его.

Это привело к тому, что скоригами был отложен до лучших времен.

«Я вроде как отошел от этого на несколько лет», — сказал Чаликян. «Но прошлым летом, перед началом сезона, я подумал: «Эй, я сейчас довольно хорошо разбираюсь в этом типе технологий, так что я, вероятно, мог бы просто вернуться и взять эти данные и сделать веб-сайт», но потом я понял, что потерял все данные».

Чаликяну пришлось начинать с нуля.

Он написал код и запрограммировал его на посещение NBA.com, используя API веб-сайта — интерфейс прикладного программирования, который, по определению IBM, представляет собой «набор правил или протоколов, которые позволяют программным приложениям взаимодействовать друг с другом для обмена данными, функциями и возможностями», — для сбора данных.

Процесс шел год за годом, команда за командой, и извлекал счета, которые затем сохранялись в частной базе данных. Чаликян назвал это «довольно автоматизированным» процессом, который занял три дня.

Как только у него появились данные, он перешел к созданию веб-сайта.

Вскоре появился и аккаунт в X, хотя возникла другая проблема — кто-то опередил Чаликяна.

«Я фактически создал аккаунт, а потом увидел, что кто-то другой создал аккаунт, может быть, за две-три недели до этого», — сказал он. «И у них было около 18 000 подписчиков, и я подумал: «Что?»»

Итан Петерсон пришел к аналогичному видению. Вдохновленный аккаунтом NFL, он тоже решил создать версию для НБА. Первоначально он надеялся начать вести его вручную, прежде чем понять, как автоматизировать аккаунт, для чего, по его словам, у него нет необходимого опыта.

Петерсон опубликовал 16 сентября 2024 года сообщение о запуске аккаунта NBA scorigami в X. Десять дней спустя Чаликян связался с ним, объяснив, что у него такая же идея и есть проект, который можно показать.

«Я получил личное сообщение от Акопа, в котором говорилось, что он тоже создал аккаунт и хочет сотрудничать», — рассказал Петерсон. «И я подумал: «Эй, да, это звучит здорово. С моим объявлением о том, что я собираюсь вести этот аккаунт, было бы здорово, если бы мы могли использовать твоего бота, которого ты создал, чтобы помочь публиковать сообщения в этом аккаунте».

Когда Чаликян обратился к нему, Петерсон подумал: «Ну, я могу помочь ему продемонстрировать этот код, который он создал, потому что у этого аккаунта уже так много подписчиков».

У Чаликяна есть то, что Петерсон назвал «бэкендом всего этого» — кодирование, необходимое для базы данных и автоматической публикации. У X есть свой собственный API, который Чаликян использует для того, чтобы в течение пяти минут после окончания игры бот автоматически публиковал результат.

«База данных, которая у меня есть… [бот] обращается к ней. Он проверяет все, например, сколько раз встречался счет, и на основе этого твитит, встречался ли он раньше, сколько раз он встречался», — сказал он.

В этом процессе случаются ошибки, например, когда бот опубликовал счет матча Rising Stars во время Матча всех звезд в этом сезоне. «Это меня выбило из колеи, но мы это исправили», — сказал Чаликян.

По этой причине Чаликян и Петерсон перепроверяют счета и исправляют их вручную, если это необходимо. Бот, база данных и веб-сайт полностью синхронизированы, создавая систему, которая обновляется ежедневно.


На первый взгляд, веб-сайт NBA scorigami может показаться огромным скоплением данных. Разбросанные точки, расположенные под углом, с цветами от ярко-красного до ледяного синего, доминируют на странице. Вверху слева пользователи могут фильтровать данные по годам и изучать, как менялась результативность.

Хотя определить закономерности по эпохам сложно, Чаликян заметил тенденцию, когда речь идет о количестве скоригами за сезон.

«Это довольно странно, что есть середина, где результативность тоже была высокой», — сказал он. «Я вижу, что иногда мы получаем скоригами, и многие из более высоких счетов случались один или два раза до 1980 года, из-за очень скоростной атаки или чего-то еще… Но похоже, что многие скоригами в этом году определенно связаны с тем, что нападение становится настолько хорошим и набирает так много очков».

Ключевое слово здесь — темп. Это оценка владений за 48 минут, согласно Basketball Reference. Проще говоря, чем больше владений, тем больше очков набрано. Некоторые из самых высоких уникальных счетов можно напрямую связать с темпом.

Десять из самых высоких средних показателей темпа за сезон пришлись на период до сезона 1986-87 годов — сезон 1973-74 годов занимает первое место с показателем 107,8. Ближайший сезон в этом столетии — кампания 2019-20 годов с показателем 100,3, что достаточно для 16-го места в списке.

Только один из пяти скоригами НБА, в которых команда набрала не менее 170 очков, произошел в этом столетии — победа «Сакраменто Кингз» над «ЛА Клипперс» со счетом 176-175 в 2023 году. «Индиана Пэйсерс» были близки к отметке в 170 очков, победив «Вашингтон Уизардс» со счетом 162-109 в прошлом месяце, что стало еще одним скоригами.

Хотя тенденции темпа напрямую не коррелируют с появлением новых уникальных счетов, они дают командам большее пространство возможностей, в котором они могут случиться. 30 марта в двух разных играх был зафиксирован новый финальный счет, что произошло впервые с 14 апреля 2024 года.

Скоригами бывают разных форм и видов.

Самый высокий в истории лиги — матч с тремя овертаймами в 1983 году между «Детройт Пистонс» и «Денвер Наггетс», который закончился со счетом 186-184. Самый низкий произошел в 1950 году, когда «Форт-Уэйн Золлнер Пистонс» победили «Миннеаполис Лейкерс» со счетом 19-18.

Скоригами добавляют дополнительный слой к тому, что изначально может быть истолковано как банальный финальный счет, и на первый взгляд их может быть трудно идентифицировать. Но работа Чаликяна предоставила способ найти такие счета — новую грань в истории НБА.

Просто проверьте 2 марта 1963 года.

Финальный счет игры, в которой Уилт набрал 100 очков? 169-147. Скоригами.

By Игнат Светлов

Игнат Светлов - 41-летний спортивный аналитик из Новосибирска, признанный эксперт по единоборствам и боевым искусствам. На протяжении 12 лет ведёт еженедельную рубрику о значимых событиях в мире бокса и ММА.

Related Post